Важная черта ансамбля — отсутствие сплошного фронта застройки сторон площади, большое композиционное значение промежуточных пространств между зданиями. Очевидно, свободная постановка объемов вызвано, с одной стороны, желанием максимально увеличить масштаб ансамбля при ограниченных материальных возможностях, с другой — необходимостью организации удобных для пользования земельных участков при зданиях. Такой принцип размещения застройки отражал большие территориальные ресурсы населенных мест, являлся вообще характерным для малых городов и местечек и обусловил развитую систему зрительных связей между элементами города. Ансамбль визуально соединялся с ближайшими прудами, францисканский монастырь на противоположном берегу, дворцом Тизенгауза в южной части поселения.
Ансамблевая однородность застройки достигалось не только средствами объемно-пространственной композиции, но и декоративно-стилевом решением в упрощенных формах позднего барокко, использованием некоторых приемов архитектурного убранства, общих для различных типов рядовых зданий и уникальных объектов. К таким приемам относились длительные ниши Аттика (магазины; жилые дома, средние в группах трех однотипных зданий), подобные плинтуса из подоконнике нишей (те же средние в группах жилые дома; все общественные здания, за исключением торговых рядов), замковый камень плинтуса (общественные здания западной и южной сторон).
К настоящему времени ансамбль почти потерян: с 22 зданий сохранилось только 8, при этом два из них коренным образом перестроен. Разрушение застройки произошло, в основном, после Второй мировой войны. В конце 1940-ых и 1950-ых гг. большая часть зданий еще существовала. В даленшым без какой-либо объективной необходимости снесены торговые ряды, другие общественные и жилые здания. Весь южный берег площади занял невыразительный четырехэтажный типичный здание райисполкома, который своим архитектурным обликом зрительно подавляет историческую застройку.
По материалам предоставленным: https://blogun.ru/falsehoodcbheadg.html