За долгий век здание костела неоднократно ремонтировали. Особенно существенно его перестроили на границе XIX-XX вв., Что явно в псевдоготическом характере завершений башен, в горизонтальной обшивке фасадов, которая изначально была, вероятно, более традиционной — из вертикально поставленных досок с нашчыльниками. До главного фасада, а также к северной и южной сакристиями пристроили прямоугольной входные объемы с двускатными крышами. После Второй мировой войны костел Михаила Архангела приспособили под православную церковь и переосвятили в честь Николая Чудотворца. При этом исчезли башни, балкончик и наличников, однако эти изменения не нарушили существенно тектонику храма, а главное — не затронули организацию и отделку интерьера.
В 1906-1908 гг. над отделкой интерьера храма работал известный художник из Пинщины Франтишек Бруздович. По его рисунков позже были сделаны витражи в минском костеле Симона и Елены. В Тимковичском храме художник почувствовал ритм и логику конструкции и удачно подчеркнул их своими росписями.
Если через входные двери, украшенные художественной ошиновкой в виде ветки яблони с пятилепестковыми цветами, вы попадали внутрь храма — перед глазами вспыхивали все цвета радуги. Потолок, стены, столбы, балки — все без исключения деревянные конструкции здания — полностью накрытый многокрасочной цветущим ковром. Мотивы росписей якобы взят талантливым мастером из лугов и садов родного края, с полотенец и слуцких поясов, фронтонов и наличников крестьянских домов.
Орнаментально-декоративный характер росписей подчинен строгому ритму конструкционных элементов, но разработка орнаментов впечатляет богатством творческой фантазии. Каждый опорный столб, трактован как античная ордерная колонна, имел отдельную форму капители (круглую, граненый, фигурную) и соответствующую раскраску ромашками, подсолнухами, яблонной цветущего и другими цветами, которые не повторялись. Опорная плита (абака) над капителью была расписана бледно-розовыми розами в обрамлении веток и желтых кувшинок. Ленты разноцветного растительного орнамента, в изображении которого белые ромашки с желтыми серединка, синие васильки и незабудки, белые лилии и красные вяргинни, ритмично переплетались с стеблями и зелеными листьями, покрывали боковые грани поперечных балок и положенные на них доски потолка. Нижние грани балок покрывал геометрический орнамент, который состоял из многократно дублирующихся ромбов и меандрировать лент желтого и красного цветов.
По периметру стен и продольных балок шел орнаментально-декоративный фриз из роз, оплетенные ветками, над которым в центральном нефе в квадратных рамах раньше располагались сюжетные композиции христологического цикла. Плоскости стен были раскрашены разнообразными растениями: на алтарной стене — букеты роз и ветки шиповника, на северной, южной и западной стенах — могучие дубы с желудями и яблони со зрелыми яблоками — символы вечности, плодовитости и изобилия. Интересной темой стеновых росписей являлись вазоны разных форм и букеты из полевых цветов в простенках между окнами. Венки и гирлянды из цветов украшали амвон, хоры, порталы дверей простой плотницкие работы, придавая им праздничную торжественность.
В.В.Церашчатава, которая исследовала росписи Тимковичская костела, подчеркивает, что «все цветы местной флоры представлены художником в реалистической манере как по форме, так и по цвету». Радостью бытия звенело мажорная цветовая гамма росписей. На фоне гладко остроганных, покрытых патиной старины, бронзовых по цвету деревянных конструкций сверкали яркие краски солнечного лета, «лазурь и золото дня».
Несущие «античные» колонны в несколько рядов опоясывали зигзагообразные линии цветов радуги.
И.Жыскар, составитель известного справочника по истории наших храмов, отмечал, что «Тимковичская костел богатством красок, эстетической гармонией, живой игрой палихромии стал для Литвы и Белой Руси тем же, чем стал костел францисканцев, оформленный Станиславом Выспяньским, для Кракова». Да, он стал настоящим, мощным и радостным гимном народного творчества.
Однако в специальных научных трудах по истории архитектуры Беларуси костел в Тимковичах не рассматривалось. Кроме отмеченных выше исследований есть еще две научно-популярные публикации, посвященные преимущественно чудесным росписью интерьера храма. В 1976 и 1979 гг. этот замечательный памятник архитектуры и монументального искусства обследовался сотрудниками Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси, сделанный его обмеры и фотофиксация. Однако в издание «Свода памятников истории и культуры Беларуси» по Минской области Тимковичская костел не вошел, потому что в 1986 году он был уничтожен пожаром в результате «небрежности». Виноватых нет … Но случайный этот «несчастный случай»? Будет ли этот памятник последней жертвой небрежного отношения к своему культурному наследию в целом?
Материал опубликован по информации предоставленной ресурсом http://www.dream-hostels.com/ru/city/Kiev/, который представляет великолепный хостел в Киеве. Более подробно ознакомиться с условиями проживания и расценками, можно воспользовавшись нашей подсказкой.